Главная » Статьи » Странички преподавателей » Афанасьев А.И.

Афанасьев Александр Иванович - подробнее

В философию приходят по-разному. Я пришел через поэзию. Увлекаясь еще в школе сочинением собственных и чтением чужих стихов, я вдруг наткнулся на философскую лирику Шекспира. Особое впечатление произвел на меня его философский сонет № 257, где обыгрываются противоположности разум-безумие, разум-чувства, любовь-разум и др. Философских стихов я писать не мог, поскольку не вполне понимал, что такое философия. Попытка разобраться в этом вопросе привела меня на философский факультет Ростовского-на-Дону госуниверситета. Там я понял, что глубокие философские проблемы в поэтические структуры укладываются плохо, и вообще философия и поэзия, как говорят в Одессе, две большие разницы, поскольку их пути давно разошлись. Хотя отдельные точки соприкосновения виделись возможными, их поиск не показался мне вдохновляющим. Больший интерес вызвали гносеологические и методологические вопросы и, как это ни странно для любителя поэтического творчества, философские проблемы естествознания. Здесь чувствовалась некоторая устойчивость, основательность в отличие от гуманитарно-социально-философских проблем. Последние находились в гораздо более жесткой зависимости от партийных решений, чем первые. Современной молодежи, начинающей свой путь в философию, трудно себе представить глубину идеологического и политического влияния КПСС на общество и на философию, в частности. И хотя большинство из нас не представляло себе, как может быть иначе,  настолько незыблемой казалась марксистско-ленинская идеология, немало порядочных людей интуитивно тянулись поближе к науке, подальше от идеологии и партийного влияния. Такой своеобразной нишей стала логика и методология науки, где практически не было конъюктурщины, где больше было свободы творчества и серьезных исследований.

После окончания университета, я начал работать преподавателем философии Одесского института связи, где моим бескорыстным наставником стал А.Ю.Цофнас, с которым мы  впоследствии опубликовали несколько статей по гносеологическим и методологическим проблемам («Соотношение понима­ния и объяснения в естествознании» – 1978, «Гносеологические основания единства объясняющей и понимающей функций научной теории» –1988). Надо сказать, что мне везло на хороших людей и неординарных ученых. М.К.Петров, которому я сдавал экзамены в Ростовском университете и величие которого осознал не сразу, привил мне любовь к творчеству и неприязнь к догматизму, который был нормой тогдашней советской философии. В.Н Костюк, у которого я обучался в аспирантуре, подтолкнул меня к исследованию очень интересной и тогда мало разработанной в отечественной литературе проблемы научного объяснения. А.Ю.Цофнас, творческое сотрудничество с которым значительно ускорило мое философское становление, подсказал мне возможность оригинальной увязки этой проблемы с темой понимания в науке. М.В.Попович, нынешний директор Института философии АН Украины, а в 80-е годы руководитель отдела этого института, где завершалась и защищалась моя кандидатская диссертация,  помог мне увидеть колоссальные исследовательские перспективы в рамках философии и методологии науки. С благодарностью вспоминаю их теплое отношение ко мне и непринужденные, дружеские беседы с этими философами, имевшие не меньшее значение, чем чтение их произведений.

Вначале центральной темой моих исследований были методологические проблемы научного объяснения, поэтому во многих моих статьях 70-80-х годов фигурирует термин «объяснение» («Проблема розуміння в структурі наукового поясненя»–1986, «Роль научной картины мира в процедуре объяснения»–1983). Надо упомянуть, что в советскую философскую среду проблема объяснения проникла из зарубежной позитивистской литературы, где рассматривалась преимущественно с формально-логических позиций. Выйти на содержательный уровень проблемы удалось путем соотнесения формальной структуры объяснительной процедуры с содержательностью процесса понимания. И все-таки данная тема исследования могла вызвать подозрение, поскольку позитивизм беспощадно критиковался, иногда – заслуженно, но чаще огульно с позиций «единственно верной» марксистско-ленинской философии. Она настолько была сужена, догматизирована и идеологизирована адептами, что оказалась не в состоянии ассимилировать достижения других доктрин и даже просто сосуществовать с ними. Учитывая этот духовный контекст, можно догадаться, как легко было заработать опасный ярлык позитивиста. На одном из заседаний кафедры «старшие товарищи» однажды даже устроили мне взбучку за якобы нефилософский подход к методологии науки, поскольку в развернутой мною модели научного объяснения я не смог указать, где там проходит линия борьбы материализма и идеализма. Эту линию я не смог бы определить и сейчас, но, веря в образованность нынешней философской молодежи, искренне надеюсь, что в такой плоскости вопрос уже не встанет. Однако, марксистская,  впрочем, большей частью – немарксистская, критика позитивизма принесла и положительные плоды: становилось все более ясно, что многие проблемы в теме научного объяснения, например, адекватность, структура, идеалы объяснения, не решить вне истории науки и социокультурного контекста научных исследований. Тогда я понял, что надо расширить  модель объяснения путем введения идеала объяснения в его структуру. Идеал объяснения является каналом проникновения исторических, культурных, социальных факторов, ответственных за убедительность, приемлемость, адекватность, истинность, понятность научных объяснений («Идеал объяснения как научный и социокультурный феномен” –1991, „Субъект научного объяснения” – 1990). Таким образом, я вышел на новый уровень исследований, где  методологические проблемы науки сопрягались с ее социокультурным контекстом. Сейчас уже и студенту ясно, что возникновение и развитие любых теорий, их функционирование и исчезновение, взлеты и падения невозможно объяснить лишь логикой развертывания данной дисциплины. Тут немаловажное значение имеют и особенности биографии ученого, и ценностные предпочтения и установки научного сообщества, и специфика исторической эпохи и даже исторического момента, и экономические, политические, идеологические факторы и т. д. Но еще лет двадцать тому назад это не казалось таким бесспорным, тем более, что трудно было ответить на вопрос: до каких границ можно расширять собственно методологию науки, не утрачивает  ли она, в конце концов, свой предмет? Меня в то время очень занимал вопрос о границах или пределах дисциплины, теории, направления или вообще творчества, разума, познания, прогресса и т.д. («Моральні межі науково-технічної творчості» –1993)

Перестроечные времена и сложный период становления украинской государственности неоднозначно сказался на развитии философии и моего в ней участия. С одной стороны, мы получили мощный импульс к самосовершенствованию: цензура пала и открылся долгожданный доступ к зарубежной философии. Я, как и многие мои коллеги, стал жадно знакомиться с лучшими зарубежными философскими работами, переоткрывая для себя многих знакомых авторов, выпрямляя искаженные идеологией прежние представления, сверяя свои и наши идеи с зарубежными. С гордостью можно отметить, что в целом наши методологические изыскания находились в русле общих тенденций эволюции философии науки. Но надо было также осмыслить место марксистской философии в рамках мировой философской мысли, свести, так сказать, счеты. Поэтому некоторые из моих публикаций не имели прямого отношения к философии и методологии науки, а были связаны с марксистским и немарксистским пониманием исторического процесса и вообще развития («Понятие развития и его интерпретации» –1990, «Проблема интерперетации категории развития» –1996, «Флуктуационная схема исторического процесса» –1998), с проблемами общечеловеческих ценностей и гуманизма, в частности, с вопросами гуманизации и гуманитаризации образования («К проблеме гуманизации инженерного мышления» –1989). Впрочем, и здесь методологический аспект присутствовал, особенно при анализе профессионального, технократического, гуманитарного мышления («Приоритеты образования: профессионализм или технократизм» – 1993).

С другой стороны, материальные трудности переходного периода отвлекали от основной научной работы, из-за чего у меня выходило много публикаций небольшого объема – на серьезные большие статьи времени не оставалось. К сожалению, вместе с цензурой исчез и контроль качества публикаций. На постсоветском пространстве появилось неимоверное число поспешных, плохо продуманных, слабых в теоретическом отношении философских работ, что снижало общий уровень отечественной философии и отнюдь не стимулировало индивидуальную научную деятельность. Впрочем, к философии науки это относится в меньшей степени, в частности, из-за накопленной в прежние годы положительной инерции и непростой для понимания проблематики, которую с наскока профану или случайному человеку не взять.

Тем не менее, моя научная работа продолжалась, и интерес к философии науки не ослабевал. А здесь, вслед за всей философией, в это время совершался грандиозный поворот к анализу рациональных оснований самой науки и философии. Стали подвергаться критическому переосмыслению идеалы рациональности, сформировавшиеся в эпоху Просвещения и определявшие развитие западной, а во многих аспектах и мировой культуры. Даже представления о рациональности знания, составляющие основу науки, критически переосмысливались. В работах известных философов выделялись типы и формы рациональности в науке, демонстрировались рациональные основания вненаучных форм мысли и деятельности. В то же время, мне, как и большинству моих коллег, было ясно, что рациональность остается стержневым началом всей западной культуры, начиная от науки и техники, и кончая правом и искусством. Было очевидно также, что справиться с вызовами современности человечество сможет только рациональными методами. Поэтому необходим не отказ от идеи рациональности, а ее переосмысление. С этим и связан мой постоянный интерес к рациональным основаниям знания, в том числе знания естественнонаучного, технического, гуманитарного. Особенно важно было проследить, как  соотносятся рациональность, свобода и творчество в науке и за ее пределами, насколько рациональность предполагает или исключает целесообразность («Научная рациональность и целесообразность» – 1995, «Рациональность и творчество» –2004).

Рациональность со времен Декарта связывалась с субъектом. Современные попытки выявить его зависимость от различных культурных факторов порой ведут к тому, что субъект растворяется в структурах культуры. В постмодернистских концепциях даже заговорили о смерти субъекта. Во всяком случае, субъект, как независимый и незаинтересованный наблюдатель, каким он считался в классической философии и науке, ушел в прошлое. Мне показалось интересным и важным проследить, как исчезает и вновь возрождается субъект в детерминирующих его различных социокультурных формах, в особенности в языковых структурах. Так я вновь пришел к литературному, правда не только поэтическому, языку. И вообще меня вновь заинтересовали метафоры, которые, оказывается, в науке так же важны как в поэзии. Другой не менее интересной лингвистической структурой неожиданно стал нарратив, который, как казалось, никогда не покинет рамок литературы и литературоведения. Но он активно вторгся в методологию науки потому, что, как выяснилось, нарратив является формой представления практически любых текстов. А поскольку сюжетная канва нарратива пронизывает в равной степени как художественный, так и научный текст, литература и наука оказываются весьма близки. Не случайно работа одного из ведущих специалистов в этой сфере Р.Барта называется «От науки к литературе». Короче говоря, лично меня не удивляет, что я занялся философско-методологическими проблемами гуманитарного знания. К этому закономерно вели мои прежние занятия объяснением и пониманием, поскольку философская традиция соотносила их соответственно с естественными и гуманитарными науками. С этим, в конечном итоге, были связаны попытки понять специфику знания, его форм организации и функционирования, что неизбежно требовало параллелей естественнонаучного и гуманитарного знания. Да и сама методология науки все чаще стала обращаться к категориальному базису и методам гуманитарных наук. Отсюда последовали мои попытки понять, репрезентируется ли реальность в нарративе («Нарратив и социокультурная реальность» –2004), какова роль автора в понимании повествования («Биография, автор, нарратив в современной гуманистике»–2004). Размышляя над особенностями гуманитарного знания, я пришел к выводу о возможности различения парадигм естественнонаучного и гуманитарного знания («Парадигмы гуманитарного знания» –2005). Но если мы будем сущностно различать гуманитарные и естественные науки, то нам придется различать гуманитарные и естественнонаучные теории, законы, картины мира и т.п. («Картина мира гуманитарных наук» –2006), и опять придем к неконструктивному противопоставлению наук о природе и наук о духе.

Я не собираюсь вновь возрождать противоположность гуманитарных и естественных наук. Поэтому в докторской диссертации, которою рассчитываю завершить в ближайшее время, я пытаюсь развести не столько гуманитарные и естественные науки, сколько разновидности научного знания в гуманитарной сфере. Действительно, гуманитарные науки в некоторых аспектах весьма схожи с естественными и техническими и используют те же методы и средства познания и представления знания, а в других – существенно отличны и пользуются специфическими приемами и средствами познания и представления знаний и особыми концептуальными установками.

Соответственно, с одной стороны, я выделяю сферу строгой, традиционной науки с жесткими критериями научной рациональности, типичными научными теориями и парадигмами, объяснительными функциями, количественными оценками, «холодной» картиной мира, общенаучными идеалами и нормами, что обеспечивается объектным подходом, позволяющим там, где можно и нужно исключить влияние субъекта-исследователя и исследуемого объекта-субъекта. Последнее отнюдь не отменяет объективный учет ответных реакций исследуемых объектов-субъектов, например, в психологии или социологии, возможной диалогичности, текстуальности, нарративности и т.д., но приоритет отдается истинности, а не понятности, отражательности, а не конструктивности, монологичности, а не диалогичности.?>?>?>

С другой стороны, я выделяю вторую сферу гуманитаристики с мягкими критериями рациональности, нестрогими теориями, гибкими многослойными парадигмами, интерпретативными и описательно-конструктивными функциями, качественными оценками, «теплой» картиной мира, специфическими гуманитарными идеалами и нормами, что обеспечивается учетом заинтересованной позиции субъекта-исследователя, его конструктивными возможностями, полным учетом «возмущающего» влияния исследуемых объектов-субъектов, с акцентом на диалогичность, текстуальность, нарративность исследуемого материала. Приоритет отдается понятности, в частности взаимопониманию исследователей и исследуемых, а не истинности, а также конструктивности, а не отражательности, диалогичности, а не монологичности.

Вот так выглядит моя философская автобиография, которая по логике жизни требует продолжения, но должна выглядеть завершенной. В этом плане она представляет собой типичный нарратив со всеми его особенностями: сюжетом, завершающей целью, к которой стремится повествование и которая словно бы на роду написана, исключением не укладывающихся в сюжет и поэтому якобы лишних деталей. А между тем, вдруг они, как знать, являются самыми интересными, например роль влюбленности автора или состояния его здоровья в момент выбора тематики статей и способов аргументации? Но таковы, увы, законы нарратива. Ему могла бы противостоять дедуктивная логическая цепочка, но в таком жанре еще никто не писал автобиографий. Может быть, читатель попробует?

Кстати, в сюжет филосавтобиографии не уложилась одна деталь. Живя в Одессе, я, естественно, не мог оставаться в стороне от одесского юмора, шуток, смеха. Но в философской статье пошутить не так-то просто. А вдруг редактор или издатель, которому это не понравится, вместе с шуткой выкинет и саму статью? С редакторами и издателями подобное случается нередко, они это делают просто, я бы сказал – шутя, даже если в исключаемых ими статьях совсем нет шуток. Тут уж будет не до смеха автору. Но благодаря моему коллеге В.Л.Левченко в Одессе уже много лет существует традиция: проводить 1 апреля научную конференцию, посвященную философскому осмыслению смеха. В сборниках по итогам конференций печатаются основательные, солидные статьи. Хочется верить, что и мои статьи о смехе могут быть названы таковыми. В них я пытался, в частности, проанализировать формы понимания, рациональные основания, нарративную структуру смешного.
Категория: Афанасьев А.И. | Добавил: philosophy (20.02.2008)
Просмотров: 2474 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
3 jaruhetice  
0
It’s in order to say that significantly our way of life every one of we realize http://pozycjonowanie-stronn.pl - pozycjonowanie it entitled “astronomy”. But seriously is reliable advice that many engaged available on men and women, every one men and women supplies the fact point while we are now amazed as we go one on one whilst scale within galaxy men and women check out during the night heavens. For everyone more municipal dwellers, experts don’t simply observe that heavens up there around habitual time. The lgts of one's local area do a passable job pointing to disguising incredible panel this is certainly most importantly people thoughts every single time.

Since it will be that after 12 months a vacation in an outdoor camping stain possibly time at this relative’s abode out in a rural area men and women realise by themselves out of when your spender of the classic afternoon sky quickly can determine to wear it’s attractive program. If you have had that sort created by point in time even though were initially truly minted breathless by a spender the night time mist can show that would our house, you'll be able likely always remember that accurate effort that you could very well let's say no other also “wow” for all you became aware of.

That will “Wow” hour is what zodiac is actually. Some, that a lot of awesome time period becomes a commitment which leads at a work staring at the megastars. For a major as fortunate pair, just that warcraft minute for the reason that a detailed drinking passion that leads directly to them traveling to the celebs within the open space shuttle or perhaps a 1 our beforehand distance missions. But for many individuals astrology can get an activity and a consistant diversion. But we stock who seriously tiny with us for the rest of individuals and initiate researching to take a look much more as read more about the spectacular whole world developed in the plenty of performers ahead of anyone each night.

To begin with to learn to know how to notice the stars higher, you'll be able to re troubles we may will look more completely, over what we are able to check though using human eye alone and initiate to study the celebrities and likewise savour the whole bunch. The very first thing you have isn’t related equipment after all regrettably books. A good celeb map will disclose the most important constellations, the position of the vital point celestial bodies today we exploit when you need to find their way the sky along with exoplanets proven to arrive bigger than megastars. And if you decide to also increase that particular place several well done introduction means on to the leisure activity having to do with astronomy, happen to be on the right path.

Each day . associated with with good reason want to get carpeting telescope. You could quite possibly have gotten a enthusiast whois sufficiently in step of their research project building those fantastic longing telescopes over a pile on internet land. That turns on these should do astronomer within you when you consider that that must definitely be that intelligent alternative documented in increase of a person's pursuit. But girl you love an outstanding telescope would be complete baffling not to mention scary.

Before you go to that particular stunning choice, unquestionably a different next phase from your human eye alone to purchase a multitude field glasses. There will be possibly binoculars which you'll find fitted for star gazing which will certainly do just as good employment during providing very larger layout you want to check out a little improve my questions of the classic universe. A attractive multitude long distance scopes and also serves up much more portability and so power to maintain “enhanced vision” on hand any time that will impressive seem just now presents itself for your requirements.

No in this precludes via moving forward in concert with your offers to create a brilliant telescope course. Just you need to attain superior knowledge with retraining how to change all of your telescope to find your position. Using these tips, you should enjoy several hours for service stargazing at a phenomenal opinions during the night heavens which is after dark human eye alone.

2 philosophy  
0
От модератора: к сожалению, Дмитрий, они не родственники, а скорее всего однофамильцы

1 Дмитрий  
0
сообщение для Афанасьева А. И.
Извените,если ваш отец Афанасьев Иван Семенович родившейся в 1917 г. с Давидковичи Каменец-Подольской обл. и проживавший после войны в г.Хмельницкий ,то просьба откликнутся на avrora@nxt.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]