Главная » Статьи » Орбита для размышлений » Образование

о ремонте в политехе

НОВОЕ ЗДАНИЕ, или Жизнь и смерть учреждений

   Всякий, кто изучает устройство учреждений, знает,  как  определить  вес
должностного лица. Сосчитаем, сколько к нему ведет дверей, сколько у  него
помощников  и  сколько  телефонов,  прибавим  высоту  ворса  на  ковре  (в
сантиметрах) и получим формулу, годную почти повсеместно. Однако мало  кто
знает, что, если речь идет об учреждении, числа эти применяются иначе: чем
они больше, тем оно хуже.
   Возьмем, к примеру, издательство. Известно, что издатели любят работать
в развале и скудости. Посетителя, ткнувшегося в двери,  попросят  обогнуть
дом сзади, спуститься куда-то вниз и подняться  на  три  пролета.  Научный
институт помещается чаще всего в полуподвале чьего-то бывшего дома, откуда
шаткий дощатый переход ведет к железному сараю в бывшем саду. А кто из нас
не знает, как устроен обычно международный аэропорт? Выйдя из самолета, мы
видим  (слева  или  справа)  величественное  здание  в  лесах  и  идем  за
стюардессой в крытый толем  сарай.  Мы  и  не  ждем  ничего  иного.  Когда
строительство закончится, аэродром перенесут в другое место.
   Вышеупомянутые учреждения при всей своей пользе и активности  прозябают
в таких условиях, что мы  бываем  рады  прийти  туда,  где  все  удобно  и
красиво. Входная дверь, стеклянная с  бронзой,  окажется  в  самом  центре
фасада. Ваши начищенные  ботинки  тихо  ступят  на  блестящий  линолеум  и
пройдут по нему до бесшумного лифта.  Умопомрачительно  томная  секретарша
проговорит что-то алыми  губками  в  снежно-белую  трубку,  усадит  вас  в
хромированное  кресло  и  улыбнется,  чтобы  скрасить  неизбежные   минуты
ожидания. Оторвав взор от глянцевитых страниц журнала, вы увидите  широкие
коридоры, уходящие к секторам А, Б и  С,  и  услышите  из-за  всех  дверей
мерный гул упорядоченного труда. И вот, утопая по щиколотку  в  ковре,  вы
долго идете к столу, на котором в безупречном  порядке  разложены  бумаги.
Немигающий  директорский  взгляд  завораживает  вас,   Матисс   на   стене
устрашает, и вы понимаете, что здесь-то, наконец, работают по-настоящему.
   И ошибаетесь. Наука доказала, что административное здание может достичь
совершенства только к тому времени, когда учреждение  приходит  у  упадок.
Эта, казалось бы, нелепая мысль основана на исторических и археологических
исследованиях. Опуская чисто  профессиональные  подробности,  скажем,  что
главный метод заключается в следующем: ученые  определяют  дату  постройки
особенно удачных зданий, а потом исследуют и сопоставляют эти данные.  Как
выяснилось, совершенное устройство - симптом упадка.  Пока  работа  кипит,
всем не до того. Об идеальном расположении комнат начинают  думать  позже,
когда главное сделано. Совершенство - это завершенность, а завершенность -
это смерть.
   Например, туристу, ахающему в Риме перед собором  св.Петра  и  дворцами
Ватикана, кажется, что все эти здания удивительно  подходят  к  всевластию
пап. Здесь, думает он, гремели анафемы  Иннокентия  III,  отсюда  исходили
повеления Григория VII. Но, заглянув в путеводитель,  турист  узнает,  что
поистине могущественные папы властвовали задолго  до  постройки  собора  и
нередко жили при этом совсем не здесь. Более того,  папы  утратили  добрую
половину власти еще тогда,  когда  он  строился.  Юлий  II,  решивший  его
воздвигнуть, и Лев X, одобривший эскизы Рафаэля, умерли за  много  лет  до
того, как ансамбль принял свой сегодняшний вид. Дворец папской  канцелярии
строился до 1565 года, собор освятили в 1626, а колоннаду доделали к 1667.
Расцвет папства был позади, когда планировали эти  совершенные  здания,  и
мало кто помнил о нем, когда их достроили.
   Нетрудно доказать, что это не исключение. Так обстояло дело и  с  Лигой
Наций. На Лигу возлагали большие надежды с 1920 по 1930 год. Году в  33-м,
не позже, стало ясно, что опыт не удался. Однако воплощение его  -  Дворец
Наций - открыли только в 1937-м. Дворец хорош,  все  в  нем  продуманно  -
здесь есть и секретариат, и большие залы, и малые, есть и кафе. Здесь есть
все, что может измыслить мастерство, кроме самой Лиги. К  этому  году  она
практически перестала существовать.
   Нам возразят, что Версальский дворец  действительно  воплотил  в  камне
расцвет царствования Людовика XIV. Однако факты воспротивятся и тут.  Быть
может, Версаль и дышит победным духом эпохи, но достраивали его к ее концу
и  даже  захватили  немного  следующее  царствование.  Дворец  строился  в
основном между 1669 и 1685 годами. Король стал наезжать туда с 1682  года,
когда работы еще шли. Прославленную спальную он занял в 1701-м, а  часовню
достроили еще через девять лет. Постоянной королевской резиденцией  дворец
стал лишь с 1756 года. Между тем почти все победы Людовика XIV относятся к
периоду до 1679 года, наивысшего расцвета  его  царствование  достигает  к
1682-му, а упадок начинается с 1685  года.  Как  выразился  один  историк,
король, переезжая сюда, "уже подписал  приговор  своей  династии".  Другой
историк говорит, что "дворец... был достроен  именно  к  той  поре,  когда
власть Людовика стала убывать". А третий косвенно поддерживает их, называя
1685-1713 годы "годами упадка". Словом, ошибется тот, кто представит себе,
как Тюренн мчится из Версаля навстречу победе. С исторической точки зрения
вернее вообразить, как  нелегко  было  здесь,  среди  всех  этих  символов
победы, тем, кто привез весть о поражении при Бленхейме. Они буквально  не
знали куда девать глаза.
   Упоминание о Блейхейме, естественно, переносит  наши  мысли  к  другому
дворцу,  построенному  для  прославленного  Мальборо.  Он  тоже   идеально
распланирован, на сей раз -  для  отдохновения  национального  героя.  Его
героические  пропорции,  пожалуй,  говорят  скорее  о  величии,   чем   об
удобствах, но именно этого и хотели зодчие. Он поистине воплощает легенду.
Он поистине создан для того, чтобы старые соратники  встречались  здесь  в
годовщину победы. Однако, представляя себе эту встречу, мы должны помнить,
как ни жаль, что ее быть не могло. Герцог никогда не жил во дворце и  даже
не видел его достроенным. Жил он в Холивелле, неподалеку от Сент-Олбена, а
в городе у него был  особняк.  Умер  он  в  Виндзор-Лодже.  Соратники  его
собирались в палатке. Дворец долго строили не из-за сложности плана  (хотя
в сложности ему не откажешь), но потому, что герцог был в беде, а два года
и в изгнании.
   А как обстоят дела с монархией, которой он служил? Когда археолог будет
рыскать по раскопкам  Лондона,  как  рыщет  нынешний  турист  по  садам  и
галереям Версаля, развалины Бэкингемского дворца  покажутся  ему  истинным
воплощением могущества английских королей. Он проведет  прямую  и  широкую
улицу от арки Адмиралтейства до его ворот. Он воссоздаст и двор, и большой
балкон, думая при этом о  том,  как  подходили  они  монарху,  чья  власть
простиралась до самых дальних уголков земли. Да и  современный  американец
вполне может поахать при мысли о гордом Георге III, у которого была  такая
пышная резиденция. Однако мы снова  узнаем,  что  поистине  могущественные
монархи обитали не здесь, а  в  Гринвиче,  Кенилворте  или  Уайт-холле,  и
жилища их давно исчезли. Бэкингемский дворец строил Георг IV.  Именно  его
архитектор, Джон Нэш, повинен в том, что звалось в ту  пору  "слабостью  и
неотесанностью вкуса". Но жил Георг IV  в  Брайтоне  или  Карлтон-хаузе  и
дворца так  и  не  увидел,  как  и  Вильгельм  IV,  приказавший  завершить
постройку. Первой переехала туда королева Виктория в 1837 году и вышла там
замуж в 1840-м. Она восхищалась дворцом недолго. Мужу ее  больше  нравился
Виндзор, она же сама полюбила Бэлморал и  Осборн.  Таким  образом,  говоря
строго, великолепие  Бэкингемского  дворца  связано  с  позднейшей,  чисто
конституционной монархией -  с  тем  самым  временем,  когда  власть  была
передана парламенту.
   Тут  естественно  спросить,  не  нарушает  ли  правила  Вестминстерский
дворец,  где  собирается  палата  общин.  Без  сомнения,  спланирован   он
прекрасно, в нем можно и заседать, и совещаться, и спокойно  готовиться  к
дебатам, и отдохнуть, и подкрепиться, и даже выпить чаю на террасе. В этом
удобном  и  величественном  здании   есть   все,   чего   может   пожелать
законодатель. Казалось бы,  уж  оно-то  построено  во  времена  могущества
парламента. Но даты и тут не утешат  нас.  Парламент,  в  котором  -  один
другого лучше - выступали Питт и Фоке, сгорел по несчастной случайности  в
1854 году, а до того славился своими неудобствами не меньше,  чем  блеском
речей. Нынешнее здание начали строить в 1840 году, готовую часть заняли  в
1852-м. В 1860  году  умер  архитектор  и  строительство  приостановилось.
Нынешний свой вид здание приняло к 1868 году. Вряд ли можно счесть простым
совпадением  то,  что  с  1867  года,   когда   была   объявлена   реформа
избирательной системы, начался упадок парламента, и  со  следующего,  1868
года,  законы  стал  подготавливать  кабинет   министров.   Звание   члена
парламента быстро теряло свой  вес,  и  "только  депутаты,  не  занимавшие
никаких государственных постов, еще играли хоть  какую-то  роль".  Расцвет
был позади.
   Зато по мере увядания парламента расцветали министерства.  Исследования
говорят нам, что министерство по делам Индии работало лучше  всего,  когда
размещалось в гостинице. Еще показательнее сравнительно недавние изменения
в  министерстве  колоний.  Британски  империя  крепла  и  ширилась,  когда
министерство  это  (с  тех  пор  как  оно  вообще  возникло)  ютилось   на
Даунинг-стрит. Начало новой колониальной политики совпало  с  переездом  в
специальное здание.  Случилось  это  в  1875  году,  и  удобные  помещения
оказались прекрасным фоном для бед англо-бурской войны. Во времена  второй
мировой войны министерство обрело новую жизнь. Перебравшись во временное и
очень неудобное помещение на Грэйт-Смит-стрит, где должно было  находиться
что-то церковное, оно развило бурную  деятельность,  которая,  несомненно,
закончится, как только для него построят здание. Одно хорошо - строить его
еще не начали.
   Однако всем этим случаям далеко  до  Нового  Дели.  Никогда  еще  нашим
архитекторам  не  доводилось  планировать  такой  огромной   столицы   для
управления таким огромным народом. О том, что ее решено создать,  сообщили
на имперском дурбаре в 1911 году, когда на престол Великого Могола  взошел
Георг V.  Сэр  Эдвин  Латьенс  начал  работать  над  проектом  британского
Версаля. Замысел был  прекрасен,  детали  -  умны  и  уместны,  чертежи  -
блестящи, размах - грандиозен. Но по мере воплощения проекта  власть  наша
над Индией слабела. За Актом об управлении Индией  1909  года  последовало
многое: покушение на жизнь вице-короля в 1912 году, Акт 1917  года,  отчет
Монтегю - Челмсфорда (1918) и реализация их предложений (1920). Лорд Ирвин
переехал в свой дворец в 1929 году - именно тогда, когда партия  Индийский
Национальный Конгресс потребовала независимости  и  открылась  конференция
круглого стола, и за год  до  того,  как  началась  кампания  Гражданского
Неповиновения. Можно, хотя и утомительно, вести рассказ  до  самого  ухода
англичан, показывая, как  точно  каждая  фаза  их  поражения  совпадала  с
очередной архитектурной победой.  В  конце  концов  удалось  построить  не
столицу, а мавзолей.
   Упадок британского империализма начался со всеобщих выборов 1906  года,
на которых победили либеральные и полусоциалистические идеи. И потому  вас
не удивит, что именно эта дата высечена в нетленном  граните  над  дверями
военного министерства. Битвой при Ватерлоо удавалось руководить из  тесных
комнаток на Хорс-Гардз-Парад. План захвата Дарданелл был принят в красивых
и просторных залах. Неужели прекрасно распланированное здание Пентагона  в
Арлингтоне, штат  Вирджиния,  подтвердит  наше  правило?  Не  хотелось  бы
усматривать особый смысл в том, что здание это - у кладбища;  но  подумать
об этом стоит.
   Конечно,  влиятельный  читатель  не  может  продлить   дни   умирающего
учреждения, мешая ему переехать в новое  здание.  Но  у  него  есть  шансы
спасти тех, кто только еще встает на  путь  погибели.  Теперь  то  и  дело
возникают учреждения с полным набором начальства, консультантов и служащих
и со специально построенным зданием. Опыт показывает, что такие учреждения
обречены. Совершенство убьет их. Им некуда пустить  корни.  Они  не  могут
расти, так как уже выросли. Они и цвести не могут,  а  плодоносить  -  тем
более. Когда мы встречаем такой  случай  -  например,  здание  ООН,  -  мы
умудренно и печально качаем головой, прикрываем простыней труп и  неслышно
выходим на воздух. НОВОЕ ЗДАНИЕ, или Жизнь и смерть учреждений

   Всякий, кто изучает устройство учреждений, знает,  как  определить  вес
должностного лица. Сосчитаем, сколько к нему ведет дверей, сколько у  него
помощников  и  сколько  телефонов,  прибавим  высоту  ворса  на  ковре  (в
сантиметрах) и получим формулу, годную почти повсеместно. Однако мало  кто
знает, что, если речь идет об учреждении, числа эти применяются иначе: чем
они больше, тем оно хуже.
   Возьмем, к примеру, издательство. Известно, что издатели любят работать
в развале и скудости. Посетителя, ткнувшегося в двери,  попросят  обогнуть
дом сзади, спуститься куда-то вниз и подняться  на  три  пролета.  Научный
институт помещается чаще всего в полуподвале чьего-то бывшего дома, откуда
шаткий дощатый переход ведет к железному сараю в бывшем саду. А кто из нас
не знает, как устроен обычно международный аэропорт? Выйдя из самолета, мы
видим  (слева  или  справа)  величественное  здание  в  лесах  и  идем  за
стюардессой в крытый толем  сарай.  Мы  и  не  ждем  ничего  иного.  Когда
строительство закончится, аэродром перенесут в другое место.
   Вышеупомянутые учреждения при всей своей пользе и активности  прозябают
в таких условиях, что мы  бываем  рады  прийти  туда,  где  все  удобно  и
красиво. Входная дверь, стеклянная с  бронзой,  окажется  в  самом  центре
фасада. Ваши начищенные  ботинки  тихо  ступят  на  блестящий  линолеум  и
пройдут по нему до бесшумного лифта.  Умопомрачительно  томная  секретарша
проговорит что-то алыми  губками  в  снежно-белую  трубку,  усадит  вас  в
хромированное  кресло  и  улыбнется,  чтобы  скрасить  неизбежные   минуты
ожидания. Оторвав взор от глянцевитых страниц журнала, вы увидите  широкие
коридоры, уходящие к секторам А, Б и  С,  и  услышите  из-за  всех  дверей
мерный гул упорядоченного труда. И вот, утопая по щиколотку  в  ковре,  вы
долго идете к столу, на котором в безупречном  порядке  разложены  бумаги.
Немигающий  директорский  взгляд  завораживает  вас,   Матисс   на   стене
устрашает, и вы понимаете, что здесь-то, наконец, работают по-настоящему.
   И ошибаетесь. Наука доказала, что административное здание может достичь
совершенства только к тому времени, когда учреждение  приходит  у  упадок.
Эта, казалось бы, нелепая мысль основана на исторических и археологических
исследованиях. Опуская чисто  профессиональные  подробности,  скажем,  что
главный метод заключается в следующем: ученые  определяют  дату  постройки
особенно удачных зданий, а потом исследуют и сопоставляют эти данные.  Как
выяснилось, совершенное устройство - симптом упадка.  Пока  работа  кипит,
всем не до того. Об идеальном расположении комнат начинают  думать  позже,
когда главное сделано. Совершенство - это завершенность, а завершенность -
это смерть.
   Например, туристу, ахающему в Риме перед собором  св.Петра  и  дворцами
Ватикана, кажется, что все эти здания удивительно  подходят  к  всевластию
пап. Здесь, думает он, гремели анафемы  Иннокентия  III,  отсюда  исходили
повеления Григория VII. Но, заглянув в путеводитель,  турист  узнает,  что
поистине могущественные папы властвовали задолго  до  постройки  собора  и
нередко жили при этом совсем не здесь. Более того,  папы  утратили  добрую
половину власти еще тогда,  когда  он  строился.  Юлий  II,  решивший  его
воздвигнуть, и Лев X, одобривший эскизы Рафаэля, умерли за  много  лет  до
того, как ансамбль принял свой сегодняшний вид. Дворец папской  канцелярии
строился до 1565 года, собор освятили в 1626, а колоннаду доделали к 1667.
Расцвет папства был позади, когда планировали эти  совершенные  здания,  и
мало кто помнил о нем, когда их достроили.
   Нетрудно доказать, что это не исключение. Так обстояло дело и  с  Лигой
Наций. На Лигу возлагали большие надежды с 1920 по 1930 год. Году в  33-м,
не позже, стало ясно, что опыт не удался. Однако воплощение его  -  Дворец
Наций - открыли только в 1937-м. Дворец хорош,  все  в  нем  продуманно  -
здесь есть и секретариат, и большие залы, и малые, есть и кафе. Здесь есть
все, что может измыслить мастерство, кроме самой Лиги. К  этому  году  она
практически перестала существовать.
   Нам возразят, что Версальский дворец  действительно  воплотил  в  камне
расцвет царствования Людовика XIV. Однако факты воспротивятся и тут.  Быть
может, Версаль и дышит победным духом эпохи, но достраивали его к ее концу
и  даже  захватили  немного  следующее  царствование.  Дворец  строился  в
основном между 1669 и 1685 годами. Король стал наезжать туда с 1682  года,
когда работы еще шли. Прославленную спальную он занял в 1701-м, а  часовню
достроили еще через девять лет. Постоянной королевской резиденцией  дворец
стал лишь с 1756 года. Между тем почти все победы Людовика XIV относятся к
периоду до 1679 года, наивысшего расцвета  его  царствование  достигает  к
1682-му, а упадок начинается с 1685  года.  Как  выразился  один  историк,
король, переезжая сюда, "уже подписал  приговор  своей  династии".  Другой
историк говорит, что "дворец... был достроен  именно  к  той  поре,  когда
власть Людовика стала убывать". А третий косвенно поддерживает их, называя
1685-1713 годы "годами упадка". Словом, ошибется тот, кто представит себе,
как Тюренн мчится из Версаля навстречу победе. С исторической точки зрения
вернее вообразить, как  нелегко  было  здесь,  среди  всех  этих  символов
победы, тем, кто привез весть о поражении при Бленхейме. Они буквально  не
знали куда девать глаза.
   Упоминание о Блейхейме, естественно, переносит  наши  мысли  к  другому
дворцу,  построенному  для  прославленного  Мальборо.  Он  тоже   идеально
распланирован, на сей раз -  для  отдохновения  национального  героя.  Его
героические  пропорции,  пожалуй,  говорят  скорее  о  величии,   чем   об
удобствах, но именно этого и хотели зодчие. Он поистине воплощает легенду.
Он поистине создан для того, чтобы старые соратники  встречались  здесь  в
годовщину победы. Однако, представляя себе эту встречу, мы должны помнить,
как ни жаль, что ее быть не могло. Герцог никогда не жил во дворце и  даже
не видел его достроенным. Жил он в Холивелле, неподалеку от Сент-Олбена, а
в городе у него был  особняк.  Умер  он  в  Виндзор-Лодже.  Соратники  его
собирались в палатке. Дворец долго строили не из-за сложности плана  (хотя
в сложности ему не откажешь), но потому, что герцог был в беде, а два года
и в изгнании.
   А как обстоят дела с монархией, которой он служил? Когда археолог будет
рыскать по раскопкам  Лондона,  как  рыщет  нынешний  турист  по  садам  и
галереям Версаля, развалины Бэкингемского дворца  покажутся  ему  истинным
воплощением могущества английских королей. Он проведет  прямую  и  широкую
улицу от арки Адмиралтейства до его ворот. Он воссоздаст и двор, и большой
балкон, думая при этом о  том,  как  подходили  они  монарху,  чья  власть
простиралась до самых дальних уголков земли. Да и  современный  американец
вполне может поахать при мысли о гордом Георге III, у которого была  такая
пышная резиденция. Однако мы снова  узнаем,  что  поистине  могущественные
монархи обитали не здесь, а  в  Гринвиче,  Кенилворте  или  Уайт-холле,  и
жилища их давно исчезли. Бэкингемский дворец строил Георг IV.  Именно  его
архитектор, Джон Нэш, повинен в том, что звалось в ту  пору  "слабостью  и
неотесанностью вкуса". Но жил Георг IV  в  Брайтоне  или  Карлтон-хаузе  и
дворца так  и  не  увидел,  как  и  Вильгельм  IV,  приказавший  завершить
постройку. Первой переехала туда королева Виктория в 1837 году и вышла там
замуж в 1840-м. Она восхищалась дворцом недолго. Мужу ее  больше  нравился
Виндзор, она же сама полюбила Бэлморал и  Осборн.  Таким  образом,  говоря
строго, великолепие  Бэкингемского  дворца  связано  с  позднейшей,  чисто
конституционной монархией -  с  тем  самым  временем,  когда  власть  была
передана парламенту.
   Тут  естественно  спросить,  не  нарушает  ли  правила  Вестминстерский
дворец,  где  собирается  палата  общин.  Без  сомнения,  спланирован   он
прекрасно, в нем можно и заседать, и совещаться, и спокойно  готовиться  к
дебатам, и отдохнуть, и подкрепиться, и даже выпить чаю на террасе. В этом
удобном  и  величественном  здании   есть   все,   чего   может   пожелать
законодатель. Казалось бы,  уж  оно-то  построено  во  времена  могущества
парламента. Но даты и тут не утешат  нас.  Парламент,  в  котором  -  один
другого лучше - выступали Питт и Фоке, сгорел по несчастной случайности  в
1854 году, а до того славился своими неудобствами не меньше,  чем  блеском
речей. Нынешнее здание начали строить в 1840 году, готовую часть заняли  в
1852-м. В 1860  году  умер  архитектор  и  строительство  приостановилось.
Нынешний свой вид здание приняло к 1868 году. Вряд ли можно счесть простым
совпадением  то,  что  с  1867  года,   когда   была   объявлена   реформа
избирательной системы, начался упадок парламента, и  со  следующего,  1868
года,  законы  стал  подготавливать  кабинет   министров.   Звание   члена
парламента быстро теряло свой  вес,  и  "только  депутаты,  не  занимавшие
никаких государственных постов, еще играли хоть  какую-то  роль".  Расцвет
был позади.
   Зато по мере увядания парламента расцветали министерства.  Исследования
говорят нам, что министерство по делам Индии работало лучше  всего,  когда
размещалось в гостинице. Еще показательнее сравнительно недавние изменения
в  министерстве  колоний.  Британски  империя  крепла  и  ширилась,  когда
министерство  это  (с  тех  пор  как  оно  вообще  возникло)  ютилось   на
Даунинг-стрит. Начало новой колониальной политики совпало  с  переездом  в
специальное здание.  Случилось  это  в  1875  году,  и  удобные  помещения
оказались прекрасным фоном для бед англо-бурской войны. Во времена  второй
мировой войны министерство обрело новую жизнь. Перебравшись во временное и
очень неудобное помещение на Грэйт-Смит-стрит, где должно было  находиться
что-то церковное, оно развило бурную  деятельность,  которая,  несомненно,
закончится, как только для него построят здание. Одно хорошо - строить его
еще не начали.
   Однако всем этим случаям далеко  до  Нового  Дели.  Никогда  еще  нашим
архитекторам  не  доводилось  планировать  такой  огромной   столицы   для
управления таким огромным народом. О том, что ее решено создать,  сообщили
на имперском дурбаре в 1911 году, когда на престол Великого Могола  взошел
Георг V.  Сэр  Эдвин  Латьенс  начал  работать  над  проектом  британского
Версаля. Замысел был  прекрасен,  детали  -  умны  и  уместны,  чертежи  -
блестящи, размах - грандиозен. Но по мере воплощения проекта  власть  наша
над Индией слабела. За Актом об управлении Индией  1909  года  последовало
многое: покушение на жизнь вице-короля в 1912 году, Акт 1917  года,  отчет
Монтегю - Челмсфорда (1918) и реализация их предложений (1920). Лорд Ирвин
переехал в свой дворец в 1929 году - именно тогда, когда партия  Индийский
Национальный Конгресс потребовала независимости  и  открылась  конференция
круглого стола, и за год  до  того,  как  началась  кампания  Гражданского
Неповиновения. Можно, хотя и утомительно, вести рассказ  до  самого  ухода
англичан, показывая, как  точно  каждая  фаза  их  поражения  совпадала  с
очередной архитектурной победой.  В  конце  концов  удалось  построить  не
столицу, а мавзолей.
   Упадок британского империализма начался со всеобщих выборов 1906  года,
на которых победили либеральные и полусоциалистические идеи. И потому  вас
не удивит, что именно эта дата высечена в нетленном  граните  над  дверями
военного министерства. Битвой при Ватерлоо удавалось руководить из  тесных
комнаток на Хорс-Гардз-Парад. План захвата Дарданелл был принят в красивых
и просторных залах. Неужели прекрасно распланированное здание Пентагона  в
Арлингтоне, штат  Вирджиния,  подтвердит  наше  правило?  Не  хотелось  бы
усматривать особый смысл в том, что здание это - у кладбища;  но  подумать
об этом стоит.
   Конечно,  влиятельный  читатель  не  может  продлить   дни   умирающего
учреждения, мешая ему переехать в новое  здание.  Но  у  него  есть  шансы
спасти тех, кто только еще встает на  путь  погибели.  Теперь  то  и  дело
возникают учреждения с полным набором начальства, консультантов и служащих
и со специально построенным зданием. Опыт показывает, что такие учреждения
обречены. Совершенство убьет их. Им некуда пустить  корни.  Они  не  могут
расти, так как уже выросли. Они и цвести не могут,  а  плодоносить  -  тем
более. Когда мы встречаем такой  случай  -  например,  здание  ООН,  -  мы
умудренно и печально качаем головой, прикрываем простыней труп и  неслышно
выходим на воздух. 
 

Категория: Образование | Добавил: philosophy (24.12.2014)
Просмотров: 375
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]