Главная » Статьи » Учебные материалы » Логика

Просмотреть образцы домашних заданий

Д.з. №1


1. Укажите, какие из признаков следующих предметов входят и какие не входят в содержание соответствующих понятий.

1) Комнаты, в которой Вы сейчас находитесь, в содержание понятия "комната”.

2) Города, в котором Вы сейчас живете, в содержание понятия "город”.

3) Вашего костюма в содержание понятия "костюм”.

4) Вашего костюма в содержание понятия "одежда”.

2. Все ли указанные ниже признаки входят в содержание следующих понятий?

1) "Остров” — суша, окруженная водой, находится в море.

2) "Синоним” — слово русского языка, часто употребляется.

3. В объемы каких понятий можно включить следующие группы предметов? Исчерпывается ли отмеченными предметами весь объем соответствующих понятий?

1) . , : ! ?

2) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

3) Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

4. Назовите несколько понятий, в объемы которых можно включить следующие предметы.

1) . ! ?

2) 2, 4, 6.

3) "б”, "в”, "г”.

4) столы и стулья той комнаты, в которой Вы сейчас находитесь или недавно находились.


5. Определите, какие из перечисленных ниже понятий являются общими (конкретными), а какие — атрибутивными (абстрактными):

I) квадрат; 2) растение; 3) революция; 4) ученость; 5) твердость; 6) слово; 7) мысль; 8) победа; 9) социализм; 10) капитализм;

11) скорость; 12) предмет; 13) свойство; 14) отношение.


6. Образуйте абстрактные понятия на основе конкретных понятий предыдущего упражнения.


7. Определите, какие из перечисленных ниже понятий общие, какие единичные, какие имеют пустой объем.

1) Глагол прошедшего времени.

2) Точка пересечения диагоналей квадрата.

3) Вечный двигатель.

4) Самое большое озеро мира.

5) Самое большое озеро в Евразии.
Д.З. №2


1. Найдите понятия родовые по отношению к данным:


1) Четное число.

2) Знак препинания.

3) Чемпион.

4) Понятие.

5) Континент.



2. Найдите понятия видовые по отношению к данным.

1) Стакан.

2) Столица.

3) Неделя.

3. Найдите понятия, тождественные по объему с данными.

1) Равносторонний треугольник.

2) Прямоугольный ромб.

3) Высочайшая вершина Гималаев.

4. Найдите понятия, объем которых частично совпадает с объемом данного понятия.


1) Студент.

2) Корабль.

3) Металлы.

4) Реки Украины.

5) Реки Америки.


5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида, а какие выражают отношения части и целого?


1) Школа. Средняя школа.

2) Школа. Выпускной класс школы.

3) День. Сутки.

4) Китай. Азия.


5) Часть Китая. Часть Азии.

6) Корень слова. Основа слова.

7) Корень слова. Часть слова.

8) Весна. Ранняя весна.



6. Правильно ли произведено обобщение понятий?

1) Метель — сильный ветер, буря, ураган.

2) Метель — сильный ветер, явление природы, явление.

3) Центр города, город, населенный пункт.


7. Правильно ли произведено ограничение понятий:

1) Утро, раннее утро, утренняя заря.
2) Залп — выстрел — одиночный выстрел.
Д.з.№3


1.Проанализируйте следующие высказывания. Выясните, выражают ли они определения, или же какой-то из приемов, заменяющих определение. В первом случае проанализируйте определение, а во втором — укажите, какой именно прием используется.

1) Треугольник — одна из простейших геометрических фигур.

2) Гималаи — высочайшие горы мира.

3) Музыкальный инструмент это, например, скрипка.

4) Среда — третий день недели.

5) Год — время, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг Солнца.

6) Психический — относящийся к психике (словарь иностранных слов).

7) Суждение — это, по сути дела, то же, что и высказывание.

8) Лук — многолетнее травянистое растение. Культивируется повсеместно

9) Раствор Люголя — раствор йода в водном растворе йодистого калия 10)Справедливость — право слабейшего (Жубер).

2.Правильны ли следующие определения? В неправильных определениях укажите ошибку.

1) Бочка — сосуд для хранения жидкостей и сыпучих тел.

2) Зима — самое холодное время года.

3) Колбасный сыр — это сыр, сделанный в форме колбасы.

4) Лед — замерзшая вода.

5) Длина отрезка — расстояние между двумя его точками.

6) Экономист — специалист в области экономики.

3. Дайте определения следующим понятиям.

1) Озеро. 2) Море. 3) Отличник 4) Экономист 5) Лето.

6) Логика. 7) Мышление. 8) Понятие. 9) Определение.

4. В каких из приведенных ниже примеров имеет место деление понятий и в каких — иные логические операции?

1) Полк делится на батальоны.

2) Треугольники делятся на разносторонние и равнобедренные.

3) Украина делится на левобережную и правобережную.

5. Ниже приведены члены деления. Определите делимые понятия и основания деления.

1) Хищники, травоядные, всеядные.

2) Революционеры, консерваторы, реакционеры.

3) Монархии, олигархии, демократии.

4) Села, деревни, хутора.

6. Совпадают ли по своему объему члены деления в следующих примерах?

1) Театральные билеты делятся на дорогие и дешевые. Театральные билеты делятся на хорошие и плохие.

2) Реки делятся на глубокие и мелкие. Реки делятся на судоходные и несудоходные.

7. Соразмерны ли следующие деления?

1) Корабли делятся на грузовые и пассажирские.

2) Леса делятся на лиственные, хвойные и смешанные.

3) Насекомые делятся на полезных, вредных и пауков.

4) Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

5) Блюда делятся на первые, вторые и порционные.

6) Люди делятся на взрослых и детей.

7) Взрослые делятся на мужчин и женщин.













 

Категория: Логика | Добавил: philosophy (04.09.2008)
Просмотров: 3523 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 philosophy  
0
Вам не понятно это задание?

1 Михаил  
0
Определите, какие из перечисленных понятий являются конкретными, а какие абстрактными

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]